Текст статьи
Биография
ПИАЖЕ, ЖАН (Piaget, Jean) (1896–1980), швейцарский психолог. Родился в Невшателе (Швейцария) 9 августа 1896.
Окончил университеты в Невшателе, Цюрихе, Париже и Лозанне. В 1921 был приглашен работать в Институте Руссо в Женеве, в 1929 стал его директором.
Последующие 50 лет Пиаже занимался изучением языка и мыслительных процессов у детей, обращая особое внимание на представления ребенка о пространстве,
времени, числе и причинности, а также на развитие восприятия и нравственное развитие.
Пиаже вел подробные дневники развития собственных детей и опубликовал несколько книг, основанных на материалах этих дневников,
в том числе Происхождение детского интеллекта (La Naissance de l'intelligence chez l'enfant, 1936) и
Конструирование ребенком реальности (La Construction du rel chez l'enfant, 1937). Умер Пиаже в Женеве 17 сентября 1980.
Основная мысль Пиаже заключается в том, что понимание ребенком реальности – связное и непротиворечивое целое,
позволяющее адаптироваться к окружению. По мере того как ребенок растет, он проходит несколько стадий,
на каждой из которых достигается «равновесие». Первый поворотный пункт, примерно в полтора года, является также концом «сенсомоторного периода».
В этом возрасте ребенок способен решать различные невербальные задачи: ищет объекты, которые исчезли из поля зрения, т.е. понимает,
что внешний мир существует постоянно, даже когда не воспринимается. Ребенок может найти дорогу, сделав обход, использует простейшие инструменты,
чтобы достать желаемый предмет, может предвидеть последствия внешних воздействий (например, что мяч покатится под уклон,
а если толкнуть качели, они, качнувшись, вернутся в прежнее положение).
Жан Пиаже - один из наиболее известных ученных XX века, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии.
Исследование этапов развития мышления у Пиаже происходило постепенно.
В 1919 году он был приглашен в Париж в лабораторию А.Бине для работы над шкалами измерения интеллекта.
Там ему поручили разрабатывать тест детского интеллекта. Сначала эта работа показалась Ж.Пиаже скучной, ему было не интересно оценивать ответы детей как верные или неверные.
Но вскоре Пиаже начал проявлять интерес к ответам детей младшего возраста, особенно к неверным ответам.
Он обнаружил, что их ошибки следуют некоему устойчивому паттерну, каторый позволял предположить,
что их мышление может иметь собственные неповторимые особенности. Возможно маленькие дети, рассуждал Пиаже,
не глупее, чем дети старшего возраста или взрослые; а просто мыслят совершенно иным образом.
Пиаже считал, что по мере развития дети отражают всё более универсальные способы мышления.
Они постоянно исследуют среду, манипулируют ей и пытаются её осмыслить,
и впроцессе этогоони активно конструируют новые и более сложные структуры, позволяющие контактировать со средой.
Кроме лаборатории А.Бине Ж. Пиаже в то время также работал в доме малютки; материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг
“Суждение и рассуждение ребенка”,
“Мышление и речь ребенка”, где он излагает основы своей концепции когнитивного развития ребенка.
Пиаже говорил, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде.
Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего,
обеспечивает адаптацию к окружающему миру. При этом адаптация является не пассивным процессом,
а активным взаимодействием человека со средой. Эта активность — необходимое условие развития, так как схема,
считает Пиаже, не даётся в готовом виде при рождении, нет её и в окружающем мире.
Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия со средой, или, как писал Пиаже,
“схемы нет ни в субъекте, ни в объекте,она является результатом активного взаимодействия с объектом ”.
Таким образом, Пиаже приходит к выводу, что этапы психического развития - это этапы развития интеллекта,
через которые постепенно проходит ребёнок в формировании всё более адекватной схемы ситуации.
Основой этой схемы как раз и является логическое мышление.
Также в 20-е годы он, исходя из связи между мышлением и речью, построил свои исследования развития мышления через изучение развития речи детей,
и пришёл к выводу,что процесс развития мышления — это процесс экстериоризации, т.е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее,
а затем, пройдя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Таков же и процесс развития речи, которая из эгоцентрической (речи для себя)
становится речью социальной, речью для других. Позже Л.С.Выготский и В.Штерн, доказали несостоятельность данных выводов, но однако в этот период
Пиаже были сделаны открытия, имевшие огромное значение для понимания формирования интеллекта детей.
Это прежде всего открытие таких особенностей детского мышления, как эгоцентризм, синкретизм (нерасчлененность),
трандукция(переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искуственность), анимизм, нечувствительность к противоречиям.
Следующий этап исследований Пиаже, начавшийся в 30-х годах,был связан с исследованием операциональной стороны мышления.
Он приходит к выоду, что психическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции — внешние,
сенсомоторные, впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные.
Пиаже также открывает главное свойство этих операций – их обратимость.
Исследования привели Пиаже к выводу, что до семи лет дети находятся на предоперациональной стадии,
т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они ещё не совершенны, необратимы.
Только к семи годам дети начинают правильно решать предложенные задачи,
но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами,формальная логика у них только начинает развиваться.
Лишь к подростковому возрасту формируется как конкретное, так и абстрактное логическое мышление.
Исследование этапов развития у Пиаже происходило постепенно, приобретя законченную и широко известную в настоящее время форму:
стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций.
В каждой стадии Пиаже выделяет два этапа: появление необратимой операции данного уровня, а затем развитие её обратимости.
Сама периодизация является как бы развитием сложности и адекватности интеллекта,
что заключается в переходе операций во внутренний план и приобретений ими обратимого характера.
Таким образом, Ж Пиаже выдвинул концепцию стадиального развития психики. В первых работах («Речь и мышление ребенка», 1923)
детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Используя метод клинической беседы, выдвинул,
опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм,
в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей.
В мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы),
анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей), артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей).
Эти свойства мышления отражаются в эгоцентрической речи ребенка, выражающей «логику чувств» и не выполняющей коммуникативной функции.
Эгоцентризм преодолевается благодаря социализации. В дальнейшем Пиаже пересмотрел этот взгляд, разработав особую логическую систему,
позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций).
Из системы реальных внешних действий (сенсомоторный интеллект),
которые координируются в целостные системы и превращаются в действия внутренние (Интериоризация),
возникает логико-математический строй человеческого познания. Для этого действия должны приобрести особые признаки и превратиться в операции.
Сенсомоторная и дооперациональная стадии сменяются операциональной. Взаимозависимость операций,
их обратимость (для каждой операции имеется противоположная либо обратная ей операция) создают устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры.
От стадии конкретных операций (которую Пиаже датировал младшим школьным возрастом) мышление переходит на стадию формально-логических операций,
завершающуюся к 15 годам («Психология интеллекта», 1946).
Принципы операциональной концепции интеллекта Пиаже считал ключевыми для понимания эволюции мышления в различные
исторические эпохи и для различных областей знания, разработав, исходя из этого положения, особое направление исследований,
названное им генетической эпистемологией.
Он разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий .
Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии.
Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта.
В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память.
Также он развивал идею о том, что “мышение ребенка не может быть выведено только из врожденных психобиологических факторов и из влияний физической среды,
но должно быть понято также и преимущественно из тех отношений, которые устанавливаются между ребенком и окружающей его социальной средой.
Пиаже выдвинул гипотезу, что наука также может рассматриваться с генетической точки зрения,
как эволюционный процесс, и что научный взгляд на природу реальности является следствием установления равновесия,
а не постепенным открытием все большего числа «истин».
Среди работ Пиаже:
Речь и мышление у ребенка (Le Langage et la pense chez l'enfant, 1923),
Введение в генетическую эпистемологию (Introduction l'pistmologie gntique, v. 1–3, 1949–1950),
Структурализм (Le Structuralisme, 1968), Проблемы генетической психологии (Les Problems de psychologie gntique, 1972).
К другим первоисточникам
|