Текст статьи

Биография

Лейтес Натан Семенович (род. 1918 26 июня, Днепропетровск) — отечественный психолог и психофизиолог, доктор психологических наук (1971). В 1945 г. окончил филологический факультет Московского университета (МГУ), учился в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР. Ученик и сотрудник Б.М. Теплова. В 1948 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему „Склонность к труду как фактор одаренности“. В 1948-78 гг. – на научной работе в НИИ общей и педагогической психологии АПН (Академии педагогических наук СССР) (ныне Психологический институт РАО). Специалист в области дифференциальной и возрастной психологии. Разработал концепцию детской одаренности и развития способностей ребенка, в которой одну из ведущих ролей отдавал собственной активности ребенка. Провел исследования индивидуальных стилей умственной деятельности школьника. Показал, что возрастное развитие происходит неравномерно. Известен трудами по проблемам индивидуально-психологических различий и возрастной психологии, в частности соотношения возрастных и индивидуальных особенностей психического развития. В книге “Об умственной одаренности” (1960) рассмотрел общие умственные способности с позиций индивидуального стиля деятельности. Монография “Умственные способности и возраст” (1971) удостоена Первой премии АПН СССР. В ней Н.С. Лейтес представил содержательный анализ трех школьных возрастов, рассматриваемых с точки зрения развития умственных способностей. Он показал, что возрастное развитие характеризуется не только обогащением психических свойств, но и ограничением, даже утратой некоторых ценных психических особенностей. В 1970 г. защитил докторскую диссертацию на тему „Умственные способности и возраст“. В последние годы теоретически и экспериментально исследует роль активности и ее саморегуляции в процессах общего умственного развития и формирования способностей, а также проблему склонностей и вопросы психодиагностики.

Сочинения.
Опыт психологической характеристики темпераментов. 1956;

Об умственной одаренности. 1960;

Умственные способности и возраст. М., 1971;

К вопросу о динамической стороне психологической активности. - В кн.: Проблемы дифференциальной психологии, т. IХ. М., 1977.

К проблеме сензитивных периодов психического развития ребенка. 1978;

Способности и одаренность в детские годы. 1984;

Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника. 1985.

"Ранние проявления одаренности" (1988).

К другим первоисточникам
Используются технологии uCoz