Текст статьи
Биография
Лейтес Натан Семенович (род. 1918 26 июня, Днепропетровск) — отечественный психолог и психофизиолог, доктор психологических наук (1971).
В 1945 г. окончил филологический факультет Московского университета (МГУ),
учился в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР. Ученик и сотрудник Б.М. Теплова. В 1948 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему
„Склонность к труду как фактор одаренности“.
В 1948-78 гг. – на научной работе в НИИ общей и педагогической психологии АПН (Академии педагогических наук СССР) (ныне Психологический институт РАО).
Специалист в области дифференциальной и возрастной психологии.
Разработал концепцию детской одаренности и развития способностей ребенка, в которой одну из ведущих ролей отдавал собственной активности ребенка.
Провел исследования индивидуальных стилей умственной деятельности школьника. Показал, что возрастное развитие происходит неравномерно.
Известен трудами по проблемам индивидуально-психологических различий и возрастной психологии,
в частности соотношения возрастных и индивидуальных особенностей психического развития.
В книге “Об умственной одаренности” (1960) рассмотрел общие умственные способности с позиций индивидуального стиля деятельности.
Монография “Умственные способности и возраст” (1971) удостоена Первой премии АПН СССР.
В ней Н.С. Лейтес представил содержательный анализ трех школьных возрастов, рассматриваемых с точки зрения развития умственных способностей.
Он показал, что возрастное развитие характеризуется не только обогащением психических свойств, но и ограничением,
даже утратой некоторых ценных психических особенностей.
В 1970 г. защитил докторскую диссертацию на тему „Умственные способности и возраст“.
В последние годы теоретически и экспериментально исследует роль активности и ее саморегуляции в процессах общего умственного развития и формирования способностей,
а также проблему склонностей и вопросы психодиагностики.
Сочинения.
Опыт психологической характеристики темпераментов. 1956;
Об умственной одаренности. 1960;
Умственные способности и возраст. М., 1971;
К вопросу о динамической стороне психологической активности. - В кн.: Проблемы дифференциальной психологии, т. IХ. М., 1977.
К проблеме сензитивных периодов психического развития ребенка. 1978;
Способности и одаренность в детские годы. 1984;
Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника. 1985.
"Ранние проявления одаренности" (1988).
К другим первоисточникам
|