Текст статьи

Биография

Фельдштейн Давид Иосифович (род. 30.10.1929, Воронеж) отечественный психолог. Получил образование на историческом факультете Душанбинского пединститута. Работал школьным учителем, затем инспектором школ Гороно. С 1952г. по 1960г. работал директором средней общеобразовательной школы, затем до 1970г. директором комплексной школы интерната. С 1965г. по 1970г. заведовал проблемной лабораторией экспериментальной психологии и программированному обучения Таджикского госуниверситета. В 1963г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Система общественно полезного труда воспитанников восьмилетней школы интерната как средство нравственного воспитания детей и подростков, в 1969г. докторскую диссертацию на тему Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте. С 1970г. заведовал кафедрой психологии и педагогики Таджикского университета, с 1974г. перешел на работу в НИИ общей и педагогической психологии, где встал во главе лаборатории психологического развития и воспитания в подростковом и юношеском возрастах. Почетный член Американской психологической ассоциации. Разработал концепцию поуровневого социального развития личности в онтогенезе, в основе которой заложена идея возможности целенаправленного влияния на процесс формирования личности. Фельдштейн Д.И. известен в нашей стране и за рубежом как специалист в области психологии развития, педагогической психологии и психологии личности. Его труды получили широкое признание не только в России и в государствах ближнего зарубежья, но и в многих других странах мира: в США, Англии, Канаде, Германии, Франции, Португалии, Финляндии, Чехии, Венгрии, Словении, КНДР, Японии. В частности, в последние годы проводятся совместные исследования профессоров Фельдштейна Д.И. и Вицлака Герхарда (ФРГ) по теме: «Взгляд российской молодежи на молодежь Германии и взгляд юношей и девушек Германии на российскую молодежь». Творческая биография Фельдштейна Д.И. включает в себя большой опыт педагога-практика, практического психолога и психолога-экспериментатора. В течение восемнадцати лет он работал учителем и директором средних общеобразовательных школ разного профиля, в том числе комплексной школы-интерната, где дети воспитывались и обучались с младенчества до 18-ти лет, спецшколы по перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей. Пять лет он заведовал университетской кафедрой педагогики и психологии, проблемной лабораторией экспериментальной психологии и программированного обучения. В настоящее время профессор Фельдштейн Д.И. продолжает вести большую педагогическую работу в Московских ВУЗах. Глубокий анализ психического развития детей на всей обширной дистанции детства - от младенчества до юности - явился выдающимся достижением Фельдштейна Д.И., его серьезным вкладом в теорию и практику современного российского образования, открывающим новые перспективы развития психолого-педагогической науки, что и стало основанием для присуждения ему Премии Президента Российской Федерации в области образование на рубеже двух столетий. Важнейшей составляющей концепции Фельдштейна Д.И. является его фундаментальный вклад в разработку понятия «Детства» в качестве особого, объективно существующего социального явления, со своими характерными чертами и внутренними законами развития. В особенности значимой можно считать характеристику «Детства» как сложного самостоятельного организма, как неотъемлемой части социума, которая выступает в качестве особого субъекта многоплановых разнохарактерных отношений не только между отдельными взрослыми и детьми, но и между мирами Взрослых и Детей как субъектами взаимодействия - взаимоотношений, от характера которых напрямую зависят результаты процесса присвоения ребенком - подростком - юношей (девушкой) социальных норм и принципов жизнедеятельности. Деформированность этой сферы отношений - прежде всего относительно ее субъективного принципа как психолого-педагогической нормы, а также «второстепенность» воспитания сравнительно с обучением, определяет существенные нарушения в важнейших областях развития личности. Социальное рассматривается, в свете концепции Фельдштейна Д.И., как особое состояние в эволюции биосферы, которое реализуется в развитии общества, когда социализация предполагает не только выведение ребенка на усвоение определенных социальных ролей, норм и позиций, но и освоение социального как всеобщей характеристики общества. Таким образом, социализация - это устремленность в будущее, выход за пределы наличных социальных достижений на основе непрерывно развивающегося совместного творчества разных поколений. В сущности, Фельдштейн Д.И. подчеркивает роль детства как психологического фактора, стимулирующего саму возможность появления нового мышления Взрослого Мира. Перу Фельдштейна Д.И. принадлежит более двухсот научных работ, в том числе двадцать девять монографий.

Основные труды:
Трудный подросток. 1972; Психология воспитания подростка. - М., 1978г.; Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. 1982 Психология современного подростка. 1987 Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989г.; Психология становления личности. - М., 1994г.; Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 1995г.; Психология развивающейся личности. - М., 1996г.; Социальное развитие в пространстве - времени Детства. - М., 1997г.; Психология взросления. Структурно - содержательные характеристики процесса развития личности. - М., 1999г.;

К другим первоисточникам
Используются технологии uCoz