Текст статьи

Биография

БАСОВ Михаил Яковлевич (1892—1931) — отечественный психолог, ученик А.Ф. Лазурского. Разработал методику психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста. Известен своей критикой бихевиористского и рефлексологического подходов к анализу психики. Предложил включить переживания в понимание поведения, рассмотренного в социально–культурной и исторической обусловленности. Проводил также исследования с использованием объективного наблюдения и естественного эксперимента в области детской психологии и педологии. Разработал методику психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста. В полемике со сторонниками рефлексологии доказывал важность и возможность объективного экспериментального изучения внутрипсихических функций (“Воля как предмет функциональной психологии”, 1923). Басов ввел в советскую психологию термин “деятельность”, опираясь на марксистское объяснение роли труда в формировании личности и ее психических функций. Саму деятельность он понимал как особую структуру и целостность, первичную по отношению к образующим ее отдельным элементам (условным рефлексам}. Басов считал человека активным “деятелем в среде”, настаивал на социокультурной и исторической обусловленности индивидуального поведения, полагая, что его содержание опосредовано ценностями науки и культуры. Внес крупный вклад в педагогическую психологию (“Общие основы педологии”, 1931).
Источник: Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. М.,1990

Замечательный психолог Михаил Яковлевич Басов был настоящим русским самородком. Выходец из многодетной крестьянской семьи, с большим трудом смог получить гимназическое образование. Следующий же шаг оказался воистину судьбоносным. В 1911 г. он поступает в единственное в мире и самое прогрессивное по тому времени высшее учебное заведение - Психоневрологический институт, организованный в Петербурге В. М. Бехтеревым. Очень быстро оформился и его профессиональный интерес - он учится на педологическом отделении, одновременно работая у профессора А. Ф. Лазурского в лаборатории экспериментальной психологии. Здесь началось его быстрое и неуклонное восхождение в науке, еще не сложившейся окончательно, но уже вызывающей все больший интерес. Очень рано М. Я. Басов проявил себя как зрелый работник - наблюдательный, мыслящий, видящий новое. Здесь же в лаборатории он изучает и проблему психической активности, ставшую в последствии делом всей его жизни. С 1917 по 1920 гг. явились для него наиболее драматичными. Он отходит от научной деятельности и тяжело пережив смерть жены отправляется пешком по России. Это обогатило его новым жизненным опытом и позволило залечить душевные раны. С 1921 г. начинается новый период: Басов поступает лаборантом в организованный Бехтеревым Институт по изучению мозга и психической деятельности и наконец-то заканчивает получение высшего образования. Последующее время стало наиболее плодотворным для ученого. Складывается его научная школа, программную ориентацию которой определяло изучение методом объективного наблюдения целостной развивающейся личности. В одном из детских садов Басовым был организован кружок психологического изучения ребенка, в котором принимали участие и воспитательницы. Наряду с изучением целостной личности ребенка и попытками создания детской характерологии его сотрудники были вовлечены в исследование по развитию восприятия, мышления, игры ребенка. Результаты этих исследований были обобщены Басовым в его капитальных работах «Методика психологического наблюдения над детьми» и «Общие основы педологии». Значителен вклад Басова и в педагогическую «психотехнику». Во второй половине 20-х гг. Михаил Яковлевич по праву занимает ведущее место в отечественной психологии. Он профессор ЛГПИ им. Герцена, Института научной педагогики, ряда других исследовательских учреждений. Появляется и его стойкий интерес к развиваемому Выготским культурно-историческому подходу. Крупная личность Басова, как это не редко бывает, не отличалась покладистым характером. Тяжелая жизнь сформировала его волевой, требовательный, порой суровый нрав. Он был всегда очень самостоятельным и решительным человеком. На рубеже 1920-30-х гг. работы Басова, особенно «Общие основы педологии» начинают подвергаться опасным обвинениям в антимарксизме. Стремясь преодолеть критику Михаил Яковлевич делает нестандартный, но характерный для него шаг. Он оставляет науку и поступает на завод учеником слесаря. Здесь во время работы им была получена небольшая травма, в следствии которой произошло заражение крови и как результат после нескольких месяцев мучений он 6 ноября 1931 г. скончался. М. Я. Басов ушел из жизни одним из первых в своем поколении. Психологи были потрясены его символичной и бессмысленной смертью.

К другим первоисточникам
Используются технологии uCoz